Темы

Работа под напряжением

Работа под напряжением

Был случай. Отмечали чей-то день рождения, и в самый разгар праздника погас свет. В компании был электрик, и конечно, все сразу к нему, мол, позвони в свой РЭС, спроси, как да что да почему и когда появится электричество. А он спокойно так отвечает, что не станет этого делать, потому что сейчас диспетчеру звонит полгорода, а ему, то есть диспетчеру, нужно заниматься своим делом — отправлять бригаду, выяснять место и причину неисправности, принимать решения, как эту неисправность устранить. И наш, энный по счету, звонок его только отвлечет и уж никак не поспособствует быстрому решению проблемы. С аргументами мы согласились, согласились и подождать, а вскоре свет загорелся.

Этот случай я вспомнила, когда оказалась в святая святых Глусского района электросетей — кабинете диспетчера. Вообще-то доступ туда ограничен, рядом с дверью даже висит список имеющих право входить, но для журналистов районной газеты сделали исключение и под присмотром и контролем разрешили там побывать. Нашим проводником стал начальник диспетчерской службы Глусского РЭС Сергей Муха, а находившиеся на смене диспетчер Владимир Подберёзкин и электромонтеры оперативно-выездной бригады Руслан Ермаков и Олег Куксик поделились некоторыми особенностями своей работы.

В кабинете диспетчера всё устроено так, чтобы работа шла оперативно и результативно. На мониторах больших компьютеров — карты и схемы с различными обозначениями, на всю стену — огромная схема высоковольтных линий района. В случае аварии или в каком другом диспетчер специальным плакатиком (они, разных видов, тут же под рукой) отмечает нужное место. Смотрится впечатляюще, но начальник диспетчерской службы говорит, что по современным понятиям эти схемы, которые когда-то наносились вручную и работать с которыми тоже надо вручную, всё-таки уже устарели и в обозримом будущем их сменят цифровые, компьютерные. В соседних районах, Кировском, Осиповичском, такую модернизацию уже провели. Впрочем, диспетчеры и электромонтеры любые схемы, и на стене, и в компьютере, читают и разбирают без проблем, понимают, что обозначает та или иная линия и как она соотносится с реальной местностью. Я, честно признаюсь, даже и не пыталась слишком вникнуть в такие понятия, как 10 киловольт, 0,4 киловольта, что для чего предназначено и на что влияет. Зато развеяла еще один из своих стереотипов: почему-то мне казалось, что когда на линии электропередачи происходит какой-то сбой, то у диспетчера на экране загорается лампочка и он сразу видит, где неисправность и какая она — провод оборвался, замыкание произошло или еще что. Оказывается, верно это лишь отчасти. Если авария на линии 10 кВ, то диспетчер видит, на каком она участке, и именно туда отправляет бригаду. Там на месте электромонтеры идут вдоль линии и ищут конкретное место повреждения. Быстро нашли — быстрее исправят, а если ночь, дождь, снег, то времени может уйти гораздо больше. Что до линии 0,4 кВ, то здесь вообще никаких лампочек-сигналов не поступает, зато поступают сообщения от жителей. По тому, с каких улиц или деревень звонят, диспетчер ориентируется, на какую трансформаторную подстанцию отправлять электромонтеров. В иные дни, когда за окном непогода, оперативно-выездная бригада ни минутки не сидит на базе, только успевают переезжать с места одной аварии на место другой. Да, бывает, что телефон раскаляется от звонков, говорит Владимир Подберёзкин, но что поделать — служба такая. А если человек звонит и говорит, что в каком-то конкретном месте на провода упало дерево или повреждена опора, — такое сообщение бесценно, ведь электрики сразу знают, куда ехать.

Всего в Глусском РЭС пять диспетчеров, кроме Владимира Подберёзкина, это Александр Бобр, Сергей Чернушевич, Алексей Степура и Александр Дещеня. Кстати, Александр Дещеня в начале марта за многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм был отмечен Грамотой районного объединения профсоюзов и ценным подарком. Есть оперативно-выездные бригады, в каждой по два электромонтера, таких бригад пять, и есть еще три бригады ремонтные, в каждой свой мастер и 3—4 монтера. Аварийные бригады работают по сменам, с 8 утра до 8 вечера. Их задача — выехать на место, найти повреждение, оценить и доложить диспетчеру, если есть возможность — отремонтировать. Ремонтные бригады занимаются профилактическими работами, плановыми ремонтами, обслуживают линии электропередачи, трансформаторные подстанции, и лишь при чрезвычайных ситуациях их вызывают из дома во внеурочное время. Но все эти бригады, заступая на службу, держат постоянную связь с диспетчером: докладывают о прибытии, об обстановке и выполняют его распоряжения. Кстати, пока мы беседовали, телефон диспетчера несколько раз оживал — отзванивались работники, прибывшие к месту и ждущие дальнейших указаний. Это ключевой момент, объясняет начальник диспетчерской службы Сергей Муха: хотя в бригадах все люди знающие, без команды диспетчера никто ничего не имеет права делать.

То есть как ни крути, а диспетчер в этой связке самый главный. «Можно и так сказать, — соглашается Владимир Подберёзкин, — но в первую очередь моя должность предполагает ответственность. Работа электрика требует повышенных мер безопасности, и я должен оперативно, но без спешки оценить ситуацию и принять правильное решение, дать ребятам четкую инструкцию. Каждое мое слово и действие должно быть хорошо обдумано». То, что спешка в их деле не помощница, повторил и электромонтер Олег Куксик: «Электричество — серьезная вещь и такого же требует к себе отношения. Перед тем как что-то сделать, нужно четко понимать, к каким последствиям это приведет, и обязательно убедиться и знать, что это безопасно. Семь раз отмерь и один раз отрежь — это и о нашей службе тоже. Так мы и себя страхуем, и качество своей работы обеспечиваем».

Кстати, при чрезвычайных ситуациях на смену еще дополнительно вызываются диспетчеры и бригады. Так, например, было в 2013-м, когда в Беларуси бушевал «Хавьер», или в 2016-м, во время ожеледи. Впрочем, независимо от погоды за окном и от того, плановые это мероприятия или авария, работа этой службы — всегда под напряжением, пусть и в переносном смысле (при работе на объекте подача тока, само собой, отключается). Но она, их работа, всегда требует собранности от каждого в отдельности, слаженности действий от всей бригады и общей ответственности — перед собой, товарищами и перед потребителями.

Оксана ВАСИЛЕВСКАЯ

Фото Анны АВТУХОВОЙ

 

Последние новости

Власть

Дзень інфармавання ў Глускай ПМК-249

26 ноября 2024
Читать новость
Власть

Лукашенко: Беларуси и Пакистану необходимо монетизировать высокий уровень политических отношений

26 ноября 2024
Читать новость
Общество

Профсоюзы подвели итоги

26 ноября 2024
Читать новость
Калейдоскоп

Встречаем зиму с легким морозом. Прогноз погоды на ближайшие дни

26 ноября 2024
Читать новость
Общество

За два месяца до выборов Президента Беларуси

26 ноября 2024
Читать новость
Общество

Желаем удачи врачу Глусской ЦРБ Анастасии Шевчун в финале «SuperПРОФИ-2024»

26 ноября 2024
Читать новость

Рекомендуем