История храмов Глусчины

Земли родной минувшую судьбу.
(А.Пушкин)
Не зная истории, своего прошлого, невозможно осознать и осмыслить настоящее. Хрупка ее страница, сыпуча, как песок, и – бесценна… Недаром в народе говорят: «Народ без истории, как ребенок без родителей». Проходят десятилетия, столетия, меняются времена, власти, строятся новые, возрождаются отнятые в период атеизма святыни. Глубоко верующий человек осознаёт, что все происходит в этом мире по воле или по попущению Божию. Прежде, чем восстановить ту или иную порушенную святыню, необходимо возродить ее в памяти народной. Свет в прошлое о давно минувших временах открывают нам сохранившиеся до наших дней архивные документы.
Читателям районной газеты мы предлагаем новое путешествие, путешествие по тем местам Глуска, где когда-то были храмы — Свято-Воскресенский и Свято-Троицкий. Материал подготовил и предоставил редакции иеромонах Фёдор КАШЕНОК.
Точного времени возникновения Глусского Свято-Воскресенского прихода неизвестно. Однако его история восходит к началу XVII в. – времени существования Свято-Троицкой и Свято-Богоявленской церквей. Достоверно известно, что Свято-Воскресенский храм располагался в центре Глуска на видном месте, рядом с торговой площадью, недалеко от Свято-Троицкого прихода. Последний (Свято-Троицкий) находился по улице Минской (теперь на этом месте построен пятиэтажный дом № 43 по улице Кирова). Первоначально Свято-Воскресенский и Свято-Троицкий храмы были православными. Позже долгое время принадлежали униатам, так как те насильственно отняли церкви у православных, обратив в унию. Когда именно произошло это событие, неизвестно. Впервые мы встречаем упоминания о Глусских униатских церквях в документах, датированных 15 января 1638 года, где перечисляется инвентарь поместья Глуск-Дубровицкий князя Константина Александровича Полубинского. В рукописном тексте, кроме униатских храмов, указывается схизматская (православная) церковь в честь Богоявления, а также небольшой католический костел (часовня), находившийся во дворе при замке.
Следовательно, Свято-Воскресенский и Свято-Троицкий храмы были обращены в унию недавно, так как в купчей за 1626 год, составленной между князьями Чарторийскими и Полубинскими, среди прочих построек упоминается часовня римского исповедания, а также «церкви русские с мещанами глусскими и с фольварками». Под русскими церквями имеются в виду три Глусских православных храма: Свято-Богоявленский, Свято-Троицкий и Свято-Воскресенский. Таким образом, на основании вышеперечисленных источников можно предположить, что церкви были обращены в унию где-то в 1628 – 1638 годах.
В 90-е годы XVIII столетия помещик графа Иосифа Юдицкого за свои средства построил с прихожанами-униатами новые деревянные церкви во имя Воскресения Господня и в честь Святой Троицы. Однако в 1795 году эти храмы вместе с прихожанами и священником присоединились к православию. Такая резкая перемена произошла благодаря тому, что Минская губерния в результате раздела Польши была присоединена к Российской империи. Несмотря на значительные перемены, униаты и католики долгое время еще давали знать о себе, подвергая различным гонениям и поруганиям православных священнослужителей с их паствой.
Известны случаи, когда ксендзы Глусского бернардинского монастыря с помощью коварства и хитрости переманивали к себе детей из православных семей и обращали в свою веру. Тому пример – сыновья крестьянина Григория Биркозы Иаков и Авраамий из д. Балашевичи, которые в 1796 году в малых летах были взяты ксендзами в монастырь на услуги, а затем под давлением ксендзов приняли унию. Кроме этого, католики и униаты не давали крестьянам возможности приглашать православного священника для крещения новорожденных младенцев, стараясь как можно быстрее окрестить их в свою веру.
Большие обиды и разорения православным приносили местные помещики-католики, как власть имущие в своем имении. Так, например, по распоряжению владельца Глуска генерал-поручика Иосифа Юдицкого в 1798 – 1799 годах насильственным образом были отобраны под строительство фольварков и крестьянских домов все церковные земли с угодьями, принадлежавшие Свято- Воскресенскому, Свято-Богоявленскому и Свято-Троицкому приходам, из-за чего церкви и причты пришли в очень бедственное состояние. В жалобном прошении глусского шляхтича Максимилиана Опуховского за 1806 год к архиепископу Минскому и Литовскому Иову говорится: «Церковь Тройцы Святыя… есть противу прежнего положения обижена, ибо за польским еще владением цвинтарь, подлежащий к оной, был как следует полной ныне ж двором тамошней отобрано цвинтарной земли с одной стороны на коей построил еврей ледовню и винокурню…»
Неоднократное обращение духовенства в различные церковные учреждения: Бобруйское духовное правление, Минскую духовную консисторию, а также к архиепископу Иову – расположило последнего выхлопотать в 1802 году у графа Юдицкого для обеспечения причтов другие земельные угодья, вместо прежних.
Однако, как вскоре выяснилось, выделенная фундушевая (дарственная) земля оказалась невыгодной и неудобной. В урочище Ковалёвщина, которое принадлежало Богоявленской церкви, пахотная земля песчаная. Сенокосная и пахотная части в урочище Жидовица находились при почтовой дороге и выгоне, из-за чего часто бывали отбиты скотом и пустовали.
Таким образом, из архивных документов мы видим, что земельный вопрос духовенством и причтом поднимался постоянно, но до конца разрешен не был.
К 1813 году имение глусского помещика графа Юдицкого по бедности своей поступило за долги под секвестр (под опись) разных людей со всеми пахотными и сенокосными землями. Пользуясь моментом, глусские священники обратились с просьбой к российскому императору Александру I заменить фундушевые земли на плодородные. Челобитная положительного результата для просителей не дала, в результате священникам пришлось смириться и быть довольными землей, данной в 1802 году.