Главное в архивном деле – помочь людям
Кто собирал документы на оформление пенсии, тот знает, как порой нелегко найти требуемые справки о заработной плате или подтверждении стажа работы. Особенно, если организации или частной фирмы уже нет. Где в таком случае искать сведения, от которых зависит размер пенсии? Конечно, в архиве. Такое, на первый взгляд, незаметное учреждение, ох как может помочь и помогает людям в жизни. А много ли мы знаем об архивах? К сожалению, не очень. Именно поэтому мы пригласили на интервью в редакцию заведующую Глусским районным архивом по личному составу Наталью ХАРЦ. — Наталья Александровна, что сегодня собой представляет Глусский архив? — Это учреждение, где хранятся документы по личному составу ликвидированных организаций и субъектов хозяйствования государственной и негосударственной форм собственности, к примеру, таких, как Глусский плодоовощной завод, мебельная фабрика, ГДОЗ и многие другие, а также индивидуальных предпринимателей, которые прекратили свою деятельность. У нас находятся их книги приказов по личному составу, расчетно-платежные ведомости по начислению заработной платы, другие документы, подтверждающие стаж и оплату труда работников. Кроме того, в архиве хранятся похозяйственные книги сельских Советов за период с 1944 по 1979 год. Всего же на данный момент у нас насчитывается 58 фондов, а это почти три тысячи единиц хранения. — Если с документами о заработной плате и стаже все ясно – они по большей части требуются при оформлении пенсий, то используются ли сведения из похозяйственных книг? — Безусловно. Люди обращаются к нам в архив, чтобы установить степень родства, узнать точные даты рождения или смерти своих родственников (к примеру, когда делают памятники), кого-то интересует, где именно, в какой деревне, родились их близкие. Одним словом, людей все больше занимает история их семей. И мы готовы им помочь. Даже если какой-то информации нет в нашем архиве, посоветуем, куда еще можно обратиться. — Ваши услуги платные? — Нет, все справки мы выдаем бесплатно. — А какая информация наиболее востребованная? — В среднем в месяц мы выполняем 15 запросов граждан и организаций, в основном они касаются заработной платы. — Наталья Александровна, хранить бумажные документы – дело непростое. Как справляетесь? — В первую очередь, создаем оптимальные условия для хранения: в хранилище поддерживается постоянная температура и влажность воздуха, проводится ежедневная диагностика и анализ колебаний этих показателей с помощью специального прибора, соблюдаются другие требуемые параметры, то есть, защищаем документы от солнца, пыли и прочих вредных факторов. Большое внимание уделяется, конечно, соблюдению норм противопожарной безопасности. — Кроме сохранности и учета документов, какие еще функции возложены на архив? — В числе прочих перед архивом стоят задачи по оказанию методической помощи ведомственным архивам и организациям района по архивоведению и документоведению, консультированию частных организаций по вопросам хранения документов, организации делопроизводства. Также в компетенции нашего архива осуществление контроля за соблюдением учреждениями и предприятиями района законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства. Одним словом, все наши действия сводятся к главному – обеспечить законные права и интересы граждан. Как говорится, через годы и расстоянья люди должны без труда воспользоваться информацией, которая может оказать влияние на их доходы, помочь в судебных спорах, принести другую пользу. — Благодарим вас за нужную людям работу и интересную беседу. И. ГРОМЫКО