Наши люди. Ольга Раковец, заведующая костюмерной Глусской детской школы искусств имени В. К. Иванова
Когда на сцену выходит артист, взрослый или юный, мы наслаждаемся не только его талантом, вокальным или хореографическим, — мы любуемся его концертным нарядом, который призван создавать сценический образ, дополнять выступление, подчеркивать его содержание. Недаром на творческих конкурсах любого уровня жюри обязательно обращает внимание на созданный выступающим образ.
Сценические костюмы учащихся Глусской детской школы искусств имени В. К. Иванова всегда притягивают взор публики. А создает эти костюмы в буквальном смысле от а до я Ольга Раковец, заведующая костюмерной ДШИ, и о ней директор школы отзывается как об отличном специалисте и вообще большой умнице, которой подвластны все творческие задумки.
В своем деле Ольга человек не случайный, она окончила индустриальный техникум в Светлогорске по специальности «модельер-конструктор», а затем Витебский технологический университет, заочно, по специальности «инженер-конструктор одежды». Будущих конструкторов одежды учили с нуля строить выкройки, от белья до юбок, платьев, жакетов и даже головных уборов. Хорошей профессиональной школой стала и двухлетняя отработка после техникума на солигорской «Калинке», где молодой специалистке очень скоро доверили разработку моделей детской одежды.
Сама Ольга Раковец из Глуска, училась в первой школе, и ее супруг тоже отсюда, поэтому молодая семья решила из Солигорска вернуться в родной райцентр. Всё-таки в городе шахтеров молодоженам без своего жилья было трудновато, дома, решили, будет полегче. О том, что уехали из большого города, Ольга не жалеет, признается, что сама человек непубличный, нравится, когда тихо, а в шумном городе чувствует себя некомфортно.
После переезда Ольга Раковец сменила несколько непрофильных мест работы (трудилась на «Глускдреве» и в райпо продавцом), а после декретного отпуска устроилась швеей на частное предприятие «Людмила». Тогда-то ей и предложили пойти в школу искусств, куда как раз искали костюмера.
Прошло три года, и теперь Ольга уверена: это именно то, что ей нужно. Сколько себя помнит, она всё время шила. В детстве все куклы в доме были ею обшиты, а главными сокровищами девочка считала мешки с кукольными сарафанами и платьями. Да что там платьями: в восемь лет из старых детских шубок она кроила меховые манто для пластмассовых пупсов, своих и сестры. «Как могла, как умела, как понимала — так и шила. Сама всё придумывала, и резала, и кроила. В общем, фантазия работала на полную», — вспоминает начало пути Ольга. Тогда же, школьницей, освоила азы вязания спицами и крючком, вышивания. Материалов для творчества хватало, в семье оставалось много детской одежды (у Ольги еще есть старшая сестра и два младших брата), которую разрешалось резать на лоскутки. Как научилась делать самые простые стежки, она сейчас и не помнит, зато помнит, как, став постарше, на уроках трудового обучения и кружках с удовольствием постигала азы швейного дела. Позже всегда первой записывалась на каникулах в школьные швейные бригады. «И строчила, строчила с упоением, так мне это нравилось…» — улыбаясь, рассказывает моя собеседница.
К слову, про улыбку. Полчаса общения — и ты понимаешь, что перед тобой чрезвычайно позитивный человек. В общем-то, человек с другим настроем и не смог бы, наверное, трудиться в такой творческой профессии. Ведь что значит быть заведующей костюмерной в ДШИ? В обязанности Ольги Раковец входит разное. Например, она следит за внешним видом сценических костюмов, после концертов их стирает (в школе есть стиральная машина), гладит, если нужно, подшивает, зашивает, пришивает пуговицы, а перед выступлением комплектует и выдает. На концертах она тоже обязательно присутствует, вместе с педагогами помогает детям переодеться (когда выступает хореографический коллектив, задействовано до семидесяти человек и подряд идут два-три танца, поэтому всё нужно делать очень быстро).
Однако самое главное и самое интересное — создавать костюмы. Задача творческая, нешаблонная, ведь, к примеру, вчера нужно было сшить платья в народном стиле, сегодня — вычурные наряды для эстрадного танца, а завтра — костюм Незнайки.
«В отличие от швейного производства, ты не сидишь на одной операции из года в год, — объясняет Ольга Раковец, — тебе не приедается процесс, зато есть, как я люблю говорить, шевеление мозга, работает фантазия. Директор школы или педагоги высказывают идею, пожелания, они знают, видят, какой должен получиться образ, а я придумываю и продумываю, как лучше смоделировать тот или иной наряд: на каком месте расположить вытачку, сантиметр выше-ниже, как лучше развернуть складку и прочее-прочее». К слову, этот первоначальный этап заведующая костюмерной называет одним из любимых.
Схематично весь процесс выглядит так: идея — эскиз — чертежи — лекала — отшив. Но сколько за этим творческих размышлений, идей и сомнений. Кстати, создание чертежа, вручную или с помощью компьютерной программы, Ольга считает обязательным, говорит, что в ее понимании идеальный отшив — когда всё совпало до сантиметра, «точечка в точечку», нигде ничего не перекошено и не перетянуто. На глаз так не получится. Тем более что это костюмы одинаковые, а дети то все с разными фигурами, поэтому тут еще и индивидуальный подход обязателен.
Когда первый экземпляр отшит — идет примерка, корректировка и уже потом окончательный пошив. Это тоже любимый этап — когда видишь готовую вещь и понимаешь: всё получилось, признается заведующая костюмерной.
Весь процесс происходит в одном кабинете-мастерской, там и швейная машинка, и утюг, и отпариватель, а готовые наряды хранятся в отдельной небольшой гардеробной, куда мы тоже заглянули. Кстати, один костюм — это не значит одна вещь, в комплект могут входить, например, брюки, майка-топ, блузка, то есть количество вещей, которые надо сшить, сразу умножается на три. Особенно много работы бывает перед конкурсами и большими концертами, но бывают и периоды относительного затишья. И это тоже плюс работы в ДШИ, ведь нет такого потока, как на производстве, когда к концу смены выворачивает руки в суставах и отекают ноги.
Пообщавшись с Ольгой, я поняла: да, в ее профессии действительно много творчества, однако при этом она требует скрупулезности, дотошности, терпения и усидчивости (одни микроскопические швы или пришивание «кутасиков» к головным уборам чего стоят). А еще Ольга Раковец любит свое дело, и это, пожалуй, главное.
О. ВАСИЛЕВСКАЯ, фото автора