Факты, о которых белорусы должны знать
На минувшей неделе состоялась встреча председателя Могилёвского облисполкома Анатолия Исаченко с активом Глусского района.
О ней и о выступлении главы региона мы подробно рассказали в прошлом номере газеты. Тогда же пообещали, что опубликуем выступление Игоря Марзалюка, председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке, также присутствовавшего на встрече. Выполняем обещанное.
«Дорогие коллеги, дорогие земляки, я хотел бы поговорить о роли и важности института Главы государства в создании, оформлении суверенной страны, белорусской государственности и о том, как это соотносится с нашими традициями. Ну а заодно привести примеры, которые свидетельствуют, что мы не одни такие.
Так сложилось в ходе исторического процесса, с момента возникновения первых государственных образований, что наш народ не мыслил и не мыслит государство без института Главы государства. Это может быть князь, это может быть генсек, сегодня это Президент.
То есть, как в семье,
должен быть глава, так и в государстве должен быть тот, кто берет на себя главную ответственность за право, за закон, за справедливость. Глава государства — это всегда верховная орбита, которая стоит над эгоистическими интересами различных групп и гарантирует сохранение прав большинства. Это самое важное.
Я просто напомню, что после той дикой и страшной войны, которая унесла миллионы жизней, наша республика совместно с другими республиками Советского Союза смогла реализовать третью волну модернизации, создать наукоемкие технологии, промышленный комплекс, и колоссальную роль в этом процессе играли такие знаковые люди, как Мазуров, как Машеров, которые создали тот потенциал страны, которым мы пользуемся сегодня и без которого наша независимость вряд ли была бы возможна.
Я просто напомню, что только две республики в Советском Союзе, Россия и Беларусь, не были дотационными. Мы не были дотационными никогда.
Я просто напомню, что качество белорусского образования и белорусской науки было на высшем уровне.
Первый компьютер в Советском Союзе, как тогда называли, ЭВМ, электронная вычислительная машина, — это минский компьютер. Когда мы говорим о достижениях нашей IT-сферы, мы должны помнить, что всё это было заложено еще тогда, когда был РТИ, на базе которого сегодня существует БГУИР.
И таких примеров можно было бы приводить много. Лучшая оптика в Советском Союзе, лучшая школа, лучшие математические прикладные школы, что позволяет до сих пор нашим молодым талантливым парням, школьникам, брать золото и серебро на самых престижных конкурсах мира.
Эти основы были заложены уже тогда, в 1960-х, 1970-х годах. Именно тогда наш народ начал жить достойно. Белорусы жили, если сравнивать с другими союзными республиками, весьма достойно, но потом пришел кризис 1991 года, потом Советский Союз исчез с политической карты мира.
Что такое 1991—1994-й конкретно для нашей республики? Те, кто тогда жил, помнят отчетливо и хорошо, что такое жить на 10—15 долларов в месяц. Гиперинфляция в две тысячи процентов — это было нашей реальностью, снижение уровня жизни на 34 процента, страшное сокращение в том числе средней продолжительности жизни, как мужской, так и женской, и впервые убыль населения за последние 50 лет. Это всё произошло тогда, с 91-го по 94-й.
Я в первую очередь говорю это потому, что многие представляют те годы как что-то такое радужное, супердемократическое… А здесь просто нужно помнить, что было в реальности. Факты — это всегда фрагмент реальности. Не бла-бла, а факты. И вот все эти вышеперечисленные вещи накладывались на тот гнетущий фон, когда, кроме формально существующей власти, была власть теневая, власть была коррумпирована, была власть криминалитета, когда человека можно было убить за кусок ржавого железа на четырех колесах… По большому счету институты власти не работали.
Таким образом, Беларусь к 1994 году, к первым президентским выборам, подошла в состоянии системного кризиса. Но не одна наша страна попадала в такие ситуации. Были и другие страны, которые тоже попадали в такие ситуации. При этом эффективный и успешный выход из такого кризиса от Америки до Беларуси был всегда один: мощная президентская власть, мобилизационная стратегия в экономике и во внутренней политике,
в том числе ограничение, если надо, определенных прав и свобод, которые мешали этому модернизационному рывку.
Я приведу только несколько примеров, но сначала напомню — для тех, кто где-то там рассуждает, как это так кто-то больше двух сроков является Президентом — так вот я просто напомню, что введение ограничения по двум срокам в Соединенных Штатах Америки произошло, что называется, вчера, в тридцатых, сороковых годах двадцатого века этого ограничения еще не было.
И поэтому всенародно любимый президент Соединенных Штатов, который вытянул Америку из дикого кризиса, в который она рухнула в конце 1920—1930-х годов, во время Великой депрессии, Франклин Делано Рузвельт избирался четыре раза! Если бы не умер, избирали бы еще. Вот именно после смерти Рузвельта, которого не любившие его финансовые олигархические круги за спиной называли красным президентом, было введено это ограничение двумя сроками. Боялись, что придет еще один такой. Это было в Соединенных Штатах. Рузвельт первым ввел принципы планирования в американскую экономику, впервые создал средний класс в Соединенных Штатах, создал всё то, что позволило выйти из того страшного кризиса, в котором Америка оказалась в результате Великой депрессии.
Можно перенестись в Азию, Сингапур, вспомнить Ли Куан Ю, это первый сингапурский премьер-министр. Там тоже был кромешный ад, ужас, криминалитет на улицах.
Ли Куан Ю правил 50 лет, стальной рукой навел порядок, заставил всех играть по одним правилам — это значит по закону жить — и создал тот Сингапур, которым сегодня восхищаются все: уютный, жизнеспособный, с гарантиями для любого, кто честно работает и честно зарабатывает.
Есть еще такой американский нобелевский лауреат, доктор экономических наук Дуглас Норт. Если не растекаться мыслию по древу, а сказать очень коротко, то Дуглас Норт показал: для того, чтобы эффективно развивалась страна, шли позитивные изменения, необходимо, чтобы работали государственные институты власти. Без четко выстроенных государственных институтов власти, без эффективной власти никакие позитивные изменения, изменения на плюс, не происходят. А происходят анархия, фрагментаризация и атомизация общества, и ничего хорошего из этого не получается.
Именно поэтому после прихода к власти в 1994 году Александра Лукашенко уже в 1996 году на первом Всебелорусском народном собрании были озвучены три важнейших приоритета: экспорт, продовольствие, жилье. И это стало тем драйвером, который вытягивал и вытянул нашу экономику, сделал нашу жизнь другой.
Мы сегодня, спустя эти 30 лет, которые прошли, уже можем очень четко посмотреть правде в глаза и сравнить, что было в 1994-м и что есть в 2024-м. Разница колоссальна во всех сферах.
Беларусь — единственная постсоветская республика, которая создала свой средний класс. У нас, если что, и «буржуины» свои есть, которые нормально платят налоги и являются социально ответственными: 7400 долларовых миллионеров в стране, по подсчетам швейцарских банков, причем не в одном только Минске.
У нас самый минимальный разрыв между сверхбогатыми и самыми, скажем так, неуспевающими членами общества. По этому показателю мы входим в десятку самых развитых стран мира.
У нас самый высокий уровень доступности медицинских услуг. У нас самый высокий уровень подготовки детей к школе. У нас лучшая система дошкольного образования
в мире.
Не бойтесь этих слов.
Мы привыкли прибедняться, у нас такой белорусский сюжет — «песни жальбы», ай-яй-яй, поплакать.
Нам есть чем гордиться! Мы за 30 лет создали отличную страну. Ради этого наше государство совершало определенные прорывы, акцентировало внимание на тех или иных отраслях развития, и в результате эти программы привели к созданию той Беларуси, которой действительно мы можем гордиться.
Естественно, что главную ответственность за реализацию этих программ, контроль за их реализацией, как и за национальной безопасностью и всеми остальными вещами, возложил на свои плечи Президент страны.
Я просто напомню, что благодаря четкому пониманию важности безопасности граждан, национальной безопасности страны была создана система, которая не позволяет тем, кто не находится у власти, руководить этой властью.
У нас нет криминалитета, организованной преступности в том формате, который существует у других. Мы его уничтожили. И это правда. Нет, ну то, что люди крадут, ну да, крадут, к сожалению. Як кажуць, у кожным родзе ёсць курва і злодей… Но как-то у нас поменьше, намного, в разы, чем у наших соседей. Эти вещи мы должны помнить. Мы создали страну, которой мы можем гордиться.
Страну с самым высоким уровнем средней зарплаты на всём постсоветском пространстве. Даже у сверхбогатых наших соседей, у которых много природных богатств, таких показателей нет на сегодняшний день.
Беларусь, конечно, не рай. Но совершенно понятно, что белорусская власть, белорусский Президент, белорусские органы государственной власти слышат свой народ и стремятся, если они ошибаются, исправлять эти ошибки. Характерный пример — та конституционная реформа, которую мы с вами провели, которая только по миллиметру, по шажку разворачивается на сегодняшний день. Самое главное, что сделано властью, — созданы условия для достойного развития достойных людей.
У нас в стране действительно культ труженика. Покажите мне, где созданы такие праздники, как «Дожинки», кто так акцентируется на человеке труда. Никто. Там совсем другие приоритеты. Мы сохранили всё лучшее, что было в советской модели. Мы бережно сохраняем и любим свое прошлое.
Для меня как для историка очень важно то, что называется архитектурным суверенитетом Беларуси. Мы за эти 30 лет воссоздали из пепла, подняли из руин сотни памятников, которые были уничтожены, и храмов, и замков, и ратуш. Это всё сделали мы за счет своих денег, которые мы заработали благодаря тому, что наша экономика работает.
Поэтому, если говорить об институте Главы государства, то в Беларуси Президент полностью соответствует определению, которое дал когда-то великий французский политик Шарль де Голль: «Президентом называют того человека, который стоит над групповыми амбициозными интересами тех или других групп, человека, в котором нация видит ответственность за ее судьбу, ее правильный путь, человека, готового отвечать вызовам современности и вызовам внешних врагов». Так говорил де Голль.
И еще что я хочу сказать вам в эти светлые дни.
Давайте помнить, что именно любовь, человечность и гуманизм созидают. На ненависти не строится страна, на ненависти не строится общество, на разжигании ненависти брата к брату не строится ничего. Это не по-христиански, не по-человечески, не по-людски.
В Библии есть определение дьявола: «Это ничтожество, которое ничтожит». Все те люди, которые призывают к топору, к ненависти, к убийству, — это ничтожества, которые ничтожат.
Давайте все вместе помнить в эти светлые дни, что не в силе Бог, а в правде, а если с нами Бог — то кто против нас?»